Россия, 630108,
г. Новосибирск,
ул. Станиславского, д. 2
(Читальный зал),
ул. Станиславского, д. 4
(Абонемент).
Тел.: (383) 355-40-33,
тел./факс: (383) 355-35-90.
E-mail: info@gaidarteka.ru
Часы работы:
пн–чт с 10.00 до 18.00
пт–вс с 10.00 до 17.00

Снова в школу…

Библиотекари, как и специалисты многих других сфер, – народ любознательный и постоянно находящийся в поиске полезной информации. А потому раз в месяц сотрудники библиотечных систем Новосибирска отправляются в школу… В Школу методиста. Очередное занятие, курируемое Центральной городской детской библиотекой имени Аркадия Гайдара, проходило 4 октября 2018 года в Центре психолого-педагогической помощи «Вита». Рассказывает участник мероприятия.

Занятие по теме «Этика обслуживания читателей – деловой этикет» проходило в два этапа. Первая часть в формате интерактивной лекции была посвящена библиотечному обслуживанию и сопровождению людей с ограниченными возможностями здоровья. «Лектором» выступила Анна Сергеевна Герценштейн, главный библиотекарь отдела «Теплый дом» ЦГДБ, член методического совета муниципальных библиотек. 

Какие вопросы, посвященные работе с «особыми читателями», мы рассматривали? Самые разные: как правильно подойти или привлечь внимание человека с различными видимыми нарушениями здоровья; как поговорить с тем, кто не слышит; как показать тому, кто не видит; как реагировать на неожиданные движения и речевые реакции; как справиться с эпилептическим припадком и помочь читателю с приступом астмы. И многое-многое другое. «Особый читатель» – это не всегда человек с инвалидностью. Помощь может потребоваться любому посетителю с ослабленным здоровьем или отклонениями от общепринятой нормы. И о так называемой «норме» мы тоже говорили. И пришли к выводу, что понятие это относительное, и потому в практической работе применять его некорректно. Вообще, к сожалению, вопросы терминологии в этой области остаются открытыми. В последнее время вновь обсуждается отмена понятия «инвалид», но единой терминологии и адекватной замены этому слову нет. А потому терминология осталась за границей нашего мероприятия.

Бурную дискуссию среди присутствующих вызвало обсуждение различных особенностей здоровья, с которыми может столкнуться библиотекарь. Это и синдром Туретта, и карликовость, и неврологические и психические нарушения. Почему мы об этом говорили? Потому что нужно быть готовым к общению с разными людьми и адекватно реагировать на возникающие ситуации. Каждый человек, независимо от его диагнозов, – личность. И он заслуживает корректного к себе отношения, как минимум. А потому в интерактивной форме мы проработали возможные ситуации и способы взаимодействия с разными людьми. В будущем это поможет специалистам библиотек не растеряться и оказать необходимую поддержку читателю.

Во второй части мероприятия начальник отдела Центра «Вита» Марина Владимировна Хандюкова провела для библиотекарей тренинг по конфликтным ситуациям и способам адекватного реагирования. Тема конфликтов всегда актуальна, и не только для библиотекарей. Они возникают в любой социальной сфере, и очень важно уметь выходить из подобных ситуаций по возможности без ущерба, как для себя, так и для второй стороны. Педагог-психолог напомнила нам, какие существуют тактики «ведения» конфликта, в чем их плюсы и минусы. Разбившись на группы, библиотекари разбирали конфликтную ситуацию и искали адекватные пути взаимодействия.

В целом, мероприятие оказалось насыщенно полезной информацией и дало много вопросов для размышления и обсуждения. Разумеется, такую масштабную тему невозможно рассмотреть всесторонне за несколько часов. Но впереди новые уроки, еще больше полезного материала, который поможет сделать библиотечное обслуживание еще лучше, еще интереснее и еще комфортнее.

Напоминаем, что не за горами следующее занятие библиотекарей в Школе на тему «Акция как инструмент PR-кампании библиотек. Рекламная деятельность библиотеки». Готовят ее специалисты ЦГБ им. К. Маркса, а профессиональная встреча от ЦГДБ будет посвящена Году волонтера в России. Следите за новостями!


Сайт находится в режиме обновления на новую версию, возможны изменения вывода, расположения графики и материалов.